Здоровьесберегающие технологии в логопедической
практике
В соответствии с ФГОС к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание
образовательной области “Здоровье” направлено на достижение целей охраны
здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни.
В процессе коррекционной работы логопеда
возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.
Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой
личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные
ориентиры, такие как здоровье. Поэтому одна из главнейших задач логопедической
работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только
бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.
Дети с речевыми недостатками, особенно
имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по
показателям физического и нервно-психического здоровья.
Особенности физического развития:
·
нарушение дыхания и голосообразования;
·
нарушения общей и мелкой моторики;
·
расторможенность и заторможенность
мышечного напряжения;
·
повышенная утомляемость;
·
заметное отставание в показателях
основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
·
нарушение темпоритмической организации
движений.
Особенности психического развития:
·
нарушения оптико-пространственного
праксиса;
·
неустойчивость внимания;
·
расстройство памяти (особенно слуховой);
·
несформированность мышления;
Из особенностей вытекают задачи по
развитию данных процессов, которые решаются учителем-логопедом на
индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых
нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует
интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного
результата в более короткие сроки.
Ожидаемые результаты:
·
правильное речевое дыхание у детей;
·
сформированные движения пальцев рук,
общая моторика;
·
положительная динамика в развитии всех
сторон речи воспитанника;
·
отсутствие напряжения и скованности у
детей;
·
улучшение соматического здоровья
детей-логопатов;
·
использование родителями и педагогами
здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.
следующие здоровьесберегающие
технологии:
Артикуляционная гимнастика
Это неотъемлемая и очень важная часть
логопедической работы.
Для четкой артикуляции нужны сильные,
упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо.
Цель артикуляционной гимнастики –
выработка полноценных движений и определенных положений органов
артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Регулярное выполнение поможет:
·
улучшить кровоснабжение артикуляционных
органов и их иннервацию (нервную проводимость);
·
улучшить подвижность артикуляционных
органов;
·
укрепить мышечную систему языка, губ,
щёк;
·
уменьшить спастичность (напряжённость)
артикуляционных органов.
Дыхательная гимнастика.
Неотъемлемая часть оздоровительного
режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной
клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков
диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом
дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.
Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для
дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на
звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная
гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
·
положительно влияет на обменные
процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
·
способствует восстановлению нарушенных в
ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
·
улучшает дренажную функцию бронхов;
·
восстанавливает нарушенное носовое
дыхание;
·
исправляет развившиеся в процессе
заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Развитие общей моторики.
Чем выше двигательная активность
ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы –
физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия.
Они направлены на нормализацию мышечного
тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов,
воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с
определёнными движениями даёт ряд преимуществ, для детей, посещающих
логопедические занятия.
Для детей с ОНР физминутка имеет особое
значение. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей
более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей
слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и
совершенствует общую моторику.
Таким образом, продуманный отдых в 2-3
минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно
подвести их к следующему элементу или этапу занятия.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Развитию мелкой моторики пальцев рук на
коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности
способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных
умений, формированию графических навыков.
Движения организма и речевая моторика
имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на
развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занимает прочное место
в наших занятиях с детьми.
У детей с задержкой речевого развития
наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие –
может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы
подготовит платформу для дальнейшего развития речи.
Целесообразно сочетать упражнения по
развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
·
·
·
·
·
Комментариев нет:
Отправить комментарий