Фонематический слух
Базовой
предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под
фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается
способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове,
определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так,
ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове.
Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен
ответить утвердительно.
Для чего
нужен ребенку хороший фонематический слух? Он помогает нам различать
слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.
Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и
письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
К пяти годам
дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в
слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с
ними велась предварительная работа.
Каким же
образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.
Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный
характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации
высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю
вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка
прислушиваться к звукам речи.
Игра «Поймай нужный звук хлопком».
Инструкция: Если
услышишь звук [k] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь,
шалаш, ботино[K]. . .
То же с
любыми другими звуками:
Ш – кошка,
шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…
Р – руки,
лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…
Игра «Придумать слова на заданный
звук».
Для начала
лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и
т.п.
Затем
согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)
Игра «Определить место звука в
слове».
Определи,
где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот,
морковь, кулак, носок. . .
Ш – шапка,
кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка,
щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка,
стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.
Повторение цепочек слогов.
Слоги
задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги
можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б,
т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие).
Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках.
Если ему
трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,
са-за,
за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.
Примеры
слоговых цепочек:
Са-за-за,
за-за-са, са-за-са, за-са-за
Са-ша-ша,
ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша
Ла-ра-ра,
ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла
Ша-ща-ща,
ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща
За-жа-жа,
жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с
другими парами звуков)
Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по
коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л,
ч-щ и т.п.
Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит;
«П»: банка – палка – белка. Т.е. дается три слова, среди которых только
одно с заданным звуком.
Игра «Кто внимательнее».
Взрослый
показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно
вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных
словах.
Например, в
словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что
произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько
это возможно.
Игра «Четвертый лишний»
Для игры понадобятся
четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии
заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и
предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть
разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел;
дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему
наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может
голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с
разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными
ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое
восприятие, но и внимание, логическое мышление.
Игра «Цепочки слов»
Эта игра -
аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на
последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает
свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?