Советы логопеда на лето
Лето – пора отпусков,
детского отдыха. Родителям и летом не стоит забывать о речевых проблемах своих
детей. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки
(выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи,
пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный
стереотип, так и потеряться.
Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.
Если ребенок уезжает
на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших
проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние
логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и
убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения
и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество
повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка.
Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя
привычку произношения дефектного.
Знакомьте детей:
- с трудом взрослых:
врач, шофер, повар, летчик. Расскажите о своей профессии.
- с дикими и
домашними животными и их детенышами, с окружающими их деревьями, кустами,
птицами. Наблюдайте и любуйтесь ими.
- с овощами и фруктами, ягодами. Учите различать их цвет, запах,
определять на вкус, на ощупь, правильно называть их, и знать, где они растут.
Учите детей:
- узнавать и называть
различные предметы и вещи, которые нас окружают, группировать их по признакам:
транспорт, верхняя одежда, посуда, комнатные растения и т.д.
- образовывать
существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: стул – стульчик, флаг
– флажок.
В играх вместе с
детьми подбирайте к существительным прилагательные - признаки.
- отвечать на
простейшие вопросы, рассказывать несложные рассказы и сказки и отвечать на
вопросы по содержанию прочитанного текста.
- выражать свою
просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.
- говорить слова
приветствия и прощания.
Читайте короткие
стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест
ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз
слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его
в лицах и с предметами.
В логопедической
практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные
результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска
часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он
потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку
приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!