вторник, 22 марта 2022 г.

Звуки и буквы

Звуки и буквы

Одна из важнейших задач при обучении грамоте – это овладение навыками анализа и синтеза слов.

Без умения соединять звуки в слоги и слова, выделять звуки из слова, определять их место и количество в слове ребенок не научится хорошо читать и грамотно писать.

Прежде чем обучать ребенка, давайте вспомним некоторые сведения о звуках русского языка.

Звуки - звуки мы слышим и произносим.


Гласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты).

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ  дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма...). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего  цвета (синие кружочки или квадратики), для согласных мягких - зеленого (зеленые кружочки или квадратики).

Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г...] -  в словах звучат сердито (твердо).

Согласные мягкие звуки [ПЬ-П', БЬ-Б', ТЬ-Т', ДЬ - Д', МЬ - М', ...] -  в словах звучат ласково (мягко).
Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).
Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).

Буква – это знак звука. Детям я иногда говорю: «Буква – это изображение, фотография звука».  Буква – то, что мы пишем и видим, читаем.


Маленькому ребенку легче запомнить и воспроизвести начертания букв, если перед ним не лист бумаги и карандаш -  еще совсем неумелый в детской руке, - а пространство стола, на котором можно выложить буквы из палочек, песок или снег, где можно рисовать прутиком, протоптать фигурную дорожку – букву, складной метр или веревочка, с помощью которых буквы, как по волшебству, превращаются друг в друга. Начиная обучать письму лучше в первую очередь использовать не столько мелкие движения пальцев, сколько более грубые и более развитые движения всей руки и тела ребенка.

На занятиях по обучению грамоте дети выкладывают букву из пластилина, рисуют ее образ в воздухе.