среда, 1 сентября 2021 г.

Чем занят учитель логопед в сентябре?


В сентябре учителем – логопедом проводится исследование речевого развития детей 5-7 лет, заполнение речевых карт.

Для чего он это делает?

Обследование необходимо, чтобы выявить структуру дефекта, определить «зону ближайшего развития», составить индивидуальный маршрут по коррекции речевых нарушений.

В процессе логопедической диагностики устанавливается эмоциональный контакт с ребенком.

Что обследует логопед?

- Состояние общей и речевой моторики, визуальный осмотр артикуляционного аппарата (губы, зубы, нёбо, язык).Оценка состояния моторики проводится в ходе наблюдения за тем, как ребенок движется, выполняет задания по образцу и по словесной инструкции. Оценивается координация движений, точность, плавность, объем. Состояние речевой моторики определяется по движениям мимической и речевой мускулатуры. Ребенка просят удивиться, нахмуриться, надуть-сдуть щеки, выполнить артикуляционные упражнения. Оценивается точность, объем движений, способность к удержанию позы.

- импрессивную сторону речи (что ребенок понимает) , ребенка просят показать на картинке названный предмет. При помощи иллюстраций проверяется дифференциация(различение) единственного и множественного чисел. По инструкции ребенка просят показать на картинках стул\стулья, кошку на стуле\ под стулом, просят ответить на вопросы по прочитанному (короткому)рассказу.

- состояние экспрессивной речи(что говорит ребенок), ребенка просят рассказать стихотворение, оценивается громкость голоса, тип дыхания, наличие назального оттенка( говорит «в нос»), выразительность, темп, ритм. Исследуется состояние фонематического слуха (различает ли ребенок на слух звуки), фонематического анализа и синтеза (выделить первый звук из слова, последний). Обследуется состояние звукопроизношения.



- лексический и грамматический строй речи, проверяется активный словарный запас по темам:» Посуда», «Игрушки», «Транспорт», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда», «Обувь», «Мебель».



Оценивается умение:

-обобщать слова по лексическим темам (стол, стул, шкаф -Мебель);

-правильно называть цвета;

- называть детенышей животных, правильно образовывать существительные в уменьшительной – ласкательной форме;

- изменять слова в единственном и множественном числе(один-много), согласовывать существительные с числами (1,2,5- дом,2дома,5домов);

- адекватно использовать предлоги в речи;

-образовывать прилагательные от существительных (пирог из малины- малиновый)

-изменять существительные по падежам

- пересказ небольшого рассказа, составление рассказа по серии сюжетных картинок.Уровень развития связной речи диагностируется по пересказу услышанного текста ( 5-7 предложений, прочитанного 2 раза).

Речь ребенка обследуется комплексно, это позволяет поставить более точное логопедическое заключение и организовать коррекционную работу.