среда, 15 декабря 2021 г.

Кинезиологические упражнения на логопедических занятиях

 

«Ум ребенка находится на кончиках

его пальцев» (В.А. Сухомлинский).

В последнее время увеличилось количество детей с речевыми нарушениями.  Для данного контингента детей характерны: незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы.  Поэтому, особое внимание в педагогической работе уделяется сохранению и укреплению здоровья детей, а также коррекции отклонений в физическом, речевом развитии воспитанников.

Исследования ученых подтверждают связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит высшая роль в формировании головного мозга и становлении речи, т. к. рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.

Образовательная кинезиология (или "гимнастика мозга") представляет собой серию быстрых, приятных, наполненных энергией действий. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Для результативности работы необходимо учитывать определенные условия:

- занятия проводятся утром и днем;

- продолжительность занятий - 10-15 мин;

- занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

- от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

- если предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.

Кинезиологические приёмы, которые я использую в логопедической практике:

- артикуляционные упражнения;

- дыхательные упражнения;

- упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков);

- сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов);

- упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются с детьми постепенно, вначале выполняются пассивно, с моей помощью (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению, или на занятиях с воспитателем.



В нашем детском саду, подготовительную работу по освоению кинезиологических упражнений я начинаю с 1 младшей группы.



Этапы реализации и содержание работы по использованию кинезиологических упражнений в логопедической практике:

- провожу консультации с воспитателями, по внедрению кинезиологических упражнений в образовательный процесс;

 - сначала я  с воспитанниками разучиваю кинезиологические упражнения, отрабатывая технику;

- затем, добавляются к этим упражнениям речевое сопровождение;

- подключаются движение языка к движениям рук.