воскресенье, 29 ноября 2020 г.

 

 

 

 Группа специалистов МБДОУ «Большереченский детский сад» подготовила материал для педагогов и родителей по теме  : «ИКТ в дошкольном образовании».

 

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.

Педагог должен уметь:

1. создавать графические и текстовые документы (т. е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д)

2. активно использовать информационные технологии в образовательном процессе

3. познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете

4. Владеть различными программами для создания мультимедийных презентаций

Это значит – уметь пользоваться программой Майкрософт Офис,

Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint,Microsoft Office Excel

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения  ИКТ.

  Применение ИКТ:

1.                 Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы.

2.                 Подбор дополнительного познавательного материала.

3.                 Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4.                 Оформление групповой документации, отчётов.

5.                 Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.

6.                 При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени. 

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.

Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:

1.  Детям пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.

2.  Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.

3.  Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

4. Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка — протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий. 

Таким образом, признаем, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом. 

Правила создания презентации для детей

Золотое правило любой презентации, предложенное бывшим маркетологом компании Apple, а ныне управляющим директором Garage Technology Ventures Гайем Кавасаки - 10-20-30: 10 слайдов за 20 минут, размер шрифта не меньше 30. Эти параметры идеальны для презентации в Power Point. Большее количество слайдов не запоминается, время больше 20 минут рассеивает внимание, маленький шрифт напрягает.

Применимо ли это правило при создании презентации для детей? Применимо, особенно для детей. Удержать детское внимание – это довольно сложная задача, а скучная длинная презентация отвратит даже взрослого.

Помимо «золотого» существует ряд других правил, подходящих и для создания презентации для детей. Итак, как создать презентацию для детей?

 Подготовка, подбор материалов для презентации

 Содержание презентации для детей не должно быть перепечаткой с учебника. В идеале материал презентации подбирается из нескольких источников. Даже в случае презентации для детей, информация должна быть свежей и актуальной. Например, рассказывая о современном сельском хозяйстве, не нужно вставлять картинки пахарей с косами или советских стахановцев, если речь идет о сегодняшнем дне. Иллюстрации должны соответствовать рассказу, дополнять его, но при этом не отвлекать внимания. Нужно учитывать возрастную группу детей и их увлечения на данный момент. Герои популярных мультфильмов воспримутся более положительно, чем персонажи из вашего детства.

Что касается текста. Стоит перечитать много материала по предстоящей теме, сделать краткий конспект, но во время презентации все, что можно сказать словами – нужно говорить словами. Текст на слайдах должен быть в минимальных количествах, особенно в презентации для детей.

И наконец, в презентации должна быть четко определена цель. Конечно, в случае презентации для детей вовсе не обязательно выносить ее на слайд. Этот пункт важен, прежде всего, для презентующего, чтобы, увлёкшись сопутствующей темой, не уйти далеко в сторону.

Итак, материал подобран, цель определена, следующий пункт – составление презентации и ее дизайн.

 Дизайн презентации для детей

1. Фон. Сейчас в сети можно найти множество готовых шаблонов на любой случай жизни. Но, нужно не забывать, что яркий, изобилующий элементами фон для презентации отвлечет от преподносимой информации. Вообще фон на то и фон, чтобы не отвлекать, а подчёркивать материал. Так что стоит остановиться на однотонном фоне без рисунков или каких-либо других элементов. Когда дело заходит о презентации для детей, часто встречается одна и та же ошибка – перебор с яркими цветами и картинками. Не нужно увлекаться яркими контрастирующими расцветками, способными вызвать приступ эпилепсии.

 2. Иллюстрации. Педагог должен привлекать детей прежде всего своим рассказом, а не картинками. Конечно, это не значит, что нельзя использовать иллюстрации. Картинки в презентации для детей необходимы. Нужно учитывать возрастную группу и их увлечения на данный момент. Герои популярных мультфильмов воспримутся более положительно, чем персонажи из вашего детства.

Иллюстрации должны быть высокого разрешения, не нужно растягивать маленькую картинку на весь слайд – она будет «пикселить» и тем самым только вызовет негативные эмоции.

Не нужно одновременно на одном слайде использовать рисунки и фотографии, если это не предусмотрено нод. Презентация должна быть выполнена в одном стиле, фотографии и рисунки хорошо сделать одного размера.

И напоследок, не стоит забывать, что у всех изображений в интернете есть хозяин. В конце презентации стоит привести список иллюстраций и ссылки на источники, это не только дань уважения к авторским правам, но и полезная практика для детей.

 

3. Шрифт. Необходимо избегать использования разных шрифтов – это рассеивает внимание и утомляет. Размер кегля должен быть достаточно большим, чтобы читаться с последних парт. Тест должен быть читабелен. Не стоит использовать неразборчивые, слишком узкие шрифты и шрифты с засечками. И, наконец, простое правило – на темном фоне размещается светлый текст и наоборот.

 4. Анимация. Здесь очень просто, если анимации можно избежать – это нужно сделать. Безусловно, в презентации для детей так и хочется использовать как можно больше эффектов. Кроме того, анимация занимает время. Потребуется несколько лишних секунд, чтобы дождаться пока появится текст, который выскакивает по буквам.

 Собственно, презентация

Цель презентующего не просто выдать материал, а заинтересовать. Это, пожалуй, самый важный пункт в презентации для детей. Нудная лекция, даже иллюстрированная красивыми картинками и анимацией, остается нудной лекцией. Подача материала должна идти в форме рассказа, истории. Идеально, если дети при этом являются участниками этой истории. Презентация для детей должна быть интерактивна, дети должны принимать активное участие. Имеет смысл разнообразить презентацию загадками, вопросами.

Даже 20 минут интересного рассказа способны утомить. Просмотр презентации - это нагрузка на глаза. Презентацию лучше давать частями, чередовать с практическими заданиями, играми или небольшой физической активностью.

После окончания презентации необходимо подвести итог и сделать вывод. Как известно, последняя фраза всегда запоминается лучше. Так пусть последней фразой станет добрый совет или напутствие.

«Гигиенические требования к персональным электронно-

вычислительным машинам и организации работы»

Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая

непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих

игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей

6 лет - 15 мин.

Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется

проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни

наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в

четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счет времени,

отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных

мероприятий.

При проведении занятий детей с использованием компьютерной

техники, организация и режим занятий должны соответствовать

требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и

организации работы. « Гигиенические требования к персональным

электронно- вычислительным машинам и организации работы»

Цветовое оформление слайда

Теория цвета:

красный –позитивный и веселый, но после 18 слайда вызывает

агрессию и не учебное состояние;

желтый - лучше приглушить ближе к бежевому, хороший цвет для

учеников младшего и среднего звена;

зеленый (мягкий, приглушенный) – до 29-30 слайда воспринимается

оптимально;

синий (мягкий) – позитивный цвет до 30 слайда;

фиолетовый – не способствует запоминанию информации;

белый - способствует воспроизведению информации от 50 до 70%;

черный – цвет агрессии и стресса;

коричневый (яркий) – после 23 слайда вызывает подъем артериального давления;

серый – вызывает тревогу.

 

Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников собранность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.

Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как главная задача – формирование художественного вкуса, развитие творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.

Функции, которые выполняет компьютер в педагогической деятельности музыкального руководителя:

1. Подбор музыкального материла, написание фонограмм к занятиям и утренникам.

2. Подготовка выступлений, докладов, отчётов, презентаций.

3. Компьютерные технологии являются источником учебной и музыкальной информации.

4. Создание наглядных пособий, демонстрационных материалов.

5. С помощью компьютера создаются тексты, таблицы, вся документация педагога.

6. Хранение и обработка музыкального материала (изменение тональности, темпа музыки). А так же в обработке и хранении музыкального материала.

7. Обмен опытом (форум, интернет).

Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации. Музыкальная деятельность с применением ИКТ усиливает познавательный интерес дошкольников к музыке, активизирует детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. Во время музыкальной деятельности, дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное развитие становится

более содержательным, гармоничным и результативным

Применение ИКТ в работе педагога-психолога ДОУдает возможность улучшить  и повысить ее эффективность, это и:

Ведение документации.

1.                 Коррекционные занятия (индивидуальные и групповые)

2.                 Групповые –развивающие занятия

Возможности и преимущества использования ИКТ работе психолога:

1.                 Повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;

2.                 Повышение мотивации, которая возрастает за счет разнообразного иллюстративного материала;

3.                 Облегчает процесс развития и коррекции, обогащает занятия эмоциональной окрашенностью;

На занятиях  используются различные презентации, мультимедийные фильмы.

На сегодняшний день не все логопеды знают о возможностях ИКТ и применении их в логопедической работе. Наша задача заключается в том, чтобы показать возможности ИКТ в логопедической работе, которые могут применять практикующие логопеды и студенты. 

Компьютер в полной мере может заменить магнитофон и зеркало, необходимые логопеду при коррекции звукопроизношения. Программа записи звука, микрофон и веб-камера заинтересуют ребёнка-логопата, подтолкнут его к осознанным действиям (под руководством логопеда) по исправлению нарушенных звуков.

В памяти компьютера сохраняются образцы речи ребёнка при начале, в процессе и после окончания коррекции звукопроизносительной стороны. Давая малышу возможность прослушать эти образцы, можно достичь высокой положительной мотивации логопата  для ежедневного упорного труда над улучшением своей артикуляции. Ребёнок легче может понять свои ошибки и в дальнейшем добиваться их устранения.

В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ. Это могут быть и интернет ресурсы, и самостоятельно созданные материалы.

Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.

Физкультминутку для учащихся тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах.

Физическое развитие детей дошкольного возраста, методика сохранения и укрепления их здоровья, не должны оставаться в стороне от прогрессивных методов обучения. Чтобы добиться хороших результатов в физическом развитии дошкольников, привитии навыков здорового образа жизни, отвечающих новым запросам общества, нужны новые средства и построенные на их основе новые технологии обучения. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог. Компьютер существенно облегчает процесс подготовки к занятиям. Движение под музыку развивает чувства ритма и творческое воображение. Просмотр мультимедийных презентаций в начале физкультурного занятия способствует повышению мотивации, а в процессе занятия помогает организовать детей, активизировать познавательную и двигательную деятельность. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать физкультурные занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают  у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Педагогу в использовании современных информационных технологий отводится очень важная роль. Интегрирование обычного занятия с компьютером позволяет педагогу переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересными и интенсивным. При этом компьютер не заменяет воспитателя, а только дополняет его.