Родителям



11 причин по которым нужно обратиться к логопеду 

Многие родители осознают, что в дошкольном возрасте следует показать ребенка логопеду и узнать, соответствует ли его речь возрасту. Но часто откладывают этот визит, полагая, что со временем речь ребенка станет четче и лучше.

Что является причиной сходить с ребенком к логопеду? С какого возраста нужно обращаться к логопеду?

Причина 1. Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков  типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы»,  затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»).

В таком случае, уже в год стоит обратиться к логопеду и получить  индивидуальные рекомендации. Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом, неонатологом. 

Причина 2. Если у ребенка в возрасте 2 -х лет слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит. 

Причина 3. Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими (Например, «К» заменяет на «Т»).

Причина 4. Если ребенок до 3-х лет говорит на «своём» языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет.

Причина 5. Если ребенок все понимает, а говорить не хочет, «очень упрямый». 

Причина 6. Если в возрасте 3-х лет, вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу. 

Родители могут принять это за упрямство или лень, а это могут быть моторные или сенсорные нарушения. В случае выявления которых, необходимо начать коррекционные занятия как можно раньше, чтобы помочь ребенку заговорить или разговориться. 

Причина 7. Если в возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает, на ваш взгляд,  многие звуки.

 Причина 8. Если Ваш ребенок после 4-5 лет многие  звуки говорит мягко: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»

 Причина 9. Ребенок старше 6-ти лет не произносит правильно какие-то звуки.

К этому возрасту у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.

 Причина 10. Ребенок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается, срочно к неврологу и логопеду.

 Причина 11. Ребенок старше 5 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.


Он или она? 
У ребенка в возрасте с 2х - 2,5 лет и до 4х-4,5 лет происходит формирование  восприятия себя как человека мужского или женского пола. Как раз в этот период у ребенка начинается "кризис 3х лет", то есть он становиться более самостоятельным, происходит «отделение» от мамы.  Нет ничего страшного в том, что сын отождествляет себя с девочкой на словах (если при этом вы точно уверены, что он понимает, что является мальчиком), потому что самая частая причина такого поведения - стремление быть похожим (хотя бы на словах) на самого близкого человека, маму.
До пяти лет практически дети не понимают смысла постоянства пола, они могут спросить у папы, кем он был девочкой или мальчиком. Понимание того, что мальчики становятся папами/мужчинами, а девочки  - мамами/женщинами формируется к 5-6 годам. В этом возрасте мальчик может сказать, что вырастет и женится на маме, а девочка может строить аналогичные планы в отношении своего отца или других взрослых мужчин. Это нормально и пугаться этого не надо. На самом деле это бывает достаточно часто, так как дети в таком возрасте склонны подражать взрослым (маме, сестре, бабушке). Как же помочь ребенку?
 Во-первых, надо организовать общение ребенка с мальчиками его возраста. Во-вторых, при его оговорках, спокойно поправлять и обьяснять каждый раз, что он мальчик, а мальчики говорят о себе только в мужском роде, а вот девочки говорят иначе.
Не исправляйте ребенка прилюдно, перефразируйте его слова, не требуя повторения, например: (он) я съела хлеб, (вы)ты вкусный хлеб съел?
Подобные повторения работают гораздо лучше исправлений и одергиваний, поскольку не несут в себе негатива и предоставляют ту же информацию, не прерывая общего хода беседы.
Важно, чтобы все члены семьи помогали ребенку(в правильном произношении рода), и ни в коем случае не высмеивали его.
Со временем, когда придет понимание полового различия, все встанет на свои места.
Можно поиграть с ребенком в ролевые игры, где у него будет мужская роль (папы, шофера, строителя), а вы сможете ему подобрать и озвучить(поправить) правильные фразы в мужском роде, и в женском роде.
Не стоить делать акцент только на мужском роде, иначе может возникнуть обратная ситуация, и действия девочек будут употребляться в мужском роде.
Как вариант игры по развитиюречи можно предложить малышу поиграть в игру «Найди домик»

В домиках "он", "она", "они", "оно" живут слова мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа. "Расселить" слова по домикам – интуитивно определить их род и число без названия терминов.









В последнее время часто можно услышать-Гиперактивный ребенок.
Как же понять, что означает эта формулировка?
- Гиперактивный ребнок находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности?
Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы "по ходу дела".
На логопедических занятиях я использую игры способствующие выработке не только усидчивости, но и внимательности .
Хочу остановиться на одной из игр поподробнее ,это дидактическая игра «Волшебные резиночки».
Цель: развитие мелкой моторики, внимания, зрительной и двигательной памяти, креативного мышления, воображения; ориентировка на плоскости листа; закрепление названий геометрических фигур; повышение интереса к логопедическим занятиям, воспитание усидчивости.

Дети надевают резинки по цвету - "Цветные дорожки". Затем детям предлагаю выложить картинку по образцу (домик - окна и крыша, кораблик плывет по волнам, солнышко, бабочка, рыбка, геометрические фигуры и т. д)




Рекомендации по развитию речи.

1.     Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
2.     При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь. Звуки  и слова произносите чётко и  ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
3.  Не подделывайтесь под детскую  речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.
4.     Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорить тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша.»
5.     Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
6.  Как можно больше читайте своему ребёнку произведения художественной литературы! Характеры героев необходимо рисовать мимикой, голосом, пластикой.
Родителям на заметку!
Обогащение активного и пассивного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, дети которых посещают логопедическую группу или занятия с логопедом. А если речь ребенка развивается без видимых проблем и соответствует возрастным нормам? И в этом случае родителям не стоит устраняться от процесса речевого воспитания. Любому росточку легче расцвести на взрыхленной и удобренной почве, нежели пробиваться на заброшенном пустыре.
Как проводить домашнее занятие по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут представить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребенком.

ü  СКАЖИ НАОБОРОТ (БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ, высокий -низкий);
ü   ПОСЧИТАЕМ (1 РЫБА, 2 РЫБЫ, 5 РЫБ);
ü   ДЕЙСТВИЕ (ЧТО ДЕЛАЕТ?),
ü   ПРИЗНАКИ (КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ?) – красное, сочное, круглое яблоко,
ü   РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН ИЛИ ОКРУЖАЮЩЕГО, ВООБРАЖЕНИЕ,
ü   ПТИЦЫ И ЖИВОТНЫЕ (ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ). ИХ ДЕТЕНЫШИ. ( МАМА ЛОШАДЬ, ПАПА КОНЬ, ДЕТЕНЫШ ЖЕРЕБЕНОК);
ü  ОДИН – МНОГО (ШАР – ШАРЫ, ДОМ – ДОМА);
ü   СКАЖИ ЛАСКОВО (ПТИЦА – ПТИЧКА, КОВЕР – КОВРИК);
ü   СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (СТОЛ ИЗ ДЕРЕВА – КАКОЙ? – ДЕРЕВЯННЫЙ);
ü   ПОВТОРИ ЗА МНОЙ (СЛОГОВЫЕ ДОРОЖКИ – ПА – БА – ПА, ТА-ДА-ТА И Т.Д.);
ü  НАЗОВИ ПЕРВЫЙ (ПОСЛЕДНИЙ) ЗВУК В СЛОВЕ;
ü   ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК (КАКОЙ ЗАХОТИТЕ) - В НАЧАЛЕ? В СЕРЕДИНЕ? В КОНЦЕ? - ИЩЕМ ЗВУК [Л] В СЛОВЕ ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ;
ü   КАКОЙ ТЫ СЛЫШИШЬ ЗВУК ТВЕРДЫЙ ИЛИ МЯГКИЙ? (В СЛОВЕ МИСКА, КАКОЙ СЛЫШИТСЯ ЗВУК [М] ТВЕРДЫЙ ИЛИ МЯГКИЙ?).
На  даче
Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.
 Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай. Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.).
На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.
На кухне
У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по таким темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника».
Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.
Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов. Задавайте ребенку соответствующие вопросы:
-Попробуй, какой получился салат? Что мы забыли положить в суп? Какую морковку выберем? И т.д.
Называйте свои действия (нарезаю, перемешиваю, солю, обжариваю и т.д.); показывайте ребенку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.




Календарь развития мелкой моторики выглядит следующим образом:
С рождения до 4 месяцев: малыш тянется к предметам, но сжимает игрушки, скорее, на уровне
рефлекса. Сознательно ухватить игрушку он пока не может, да и предпочтений – правой или
левой рукой – тоже пока нет.
С 4 до 12 месяцев: может переложить игрушку из одной руки в другую, перевернуть страницу
книги, взять пальцами бусину.
12-24 месяца: уверенно «пользуется» пальцами, особенно указательным. Пытается рисовать –
уже может выводить кружки, первые линии, точки. В этом возрасте проявляются правши и
левши – ребенок выбирает, какой именно рукой удобнее рисовать, кушать и проч.
2-3 годика: ребенку уже вполне по силам держать ножницы и пытаться резать бумагу.
Постепенно меняется стиль рисования, и нарисованные фигуры становятся более-менее
осознанными.
3-4 годика. Ребенок рисует уже осознанно, карандаш держит уверенно (хотя и не всегда
правильно), способен резать бумаги по начерченной самостоятельно линии. С доминантной

рукой малыш к этому времени уже успел определиться, но в играх пользуется ими обеими.




Су-Джок терапия и речь.

Су-Джок терапия была предложена российским практикам профессором из Южной Кореи Пак Чже Ву в 1986 году.
В основе Су – Джок лежит взгляд на организм человека как на единую энергетическую структуру, процессы в которой взаимосвязаны. Считается, что болезни человека, вызванная дисгармонией потенциального состояния тела и проявляется в заболеваниях вызванных на физическом уровне. Чтобы исключить это необходимо воздействовать на энергетический уровень, путем активации биологически активных точек.
В логопедической и психологической практике в последнее время многими специалистами - практиками используется метод Су – Джок терапии.
Этот метод терапии один из эффективнейших способов преодоления речевых трудностей и недоразвитий высших психических функций дошкольного возраста.Вместе с пальчиковыми играми, стишками, потешками, штриховками, лепкой, мозаикой, рисованием в логопедических целях Су - Джок терапия активизирует развитие речи ребенка.
С помощью шариков («суджиков») и колечек удобно массировать пальцы для благотворного влияние на весь организм. Дети активно включаются в игру с яркими, колючими шариками.
Результаты достигаемые при помощи работы с «суджиками» слеющие:
- нормализация мышечного тонуса,
- опосредованное стимулирование речевых областей в коре головного мозга,
- повышение потенциального энергетического уровня ребенка,
- обогащение его знаниями о собственном теле, развитие тактильной чувствительности.
Развивая мелкую моторику, мы создаѐм предпосылки для становления многих психических процессов.
Практика показывает, что под влиянием сенсомоторной работы с помощью Су – Джок инструментария в организме происходят положительные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.



Для чего нужен  ребенку хороший фонематический слух?

 Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.
Для чего нужен  ребенку хороший фонематический слух? Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.  Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.
Игра «Поймай нужный звук хлопком».
Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове -  хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .
То же с любыми другими звуками:
Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…
Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…
Игра «Придумать слова на заданный звук».
Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.
Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)
Игра «Определить место звука в слове».
 Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .
Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.
Повторение цепочек  слогов.
Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА).  Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,
са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.
Примеры слоговых цепочек:
Са-за-за,  за-за-са, са-за-са, за-са-за
Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша
Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла
Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща
За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа       (Аналогично с другими парами звуков)
Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит;  «П»: банка – палка – белка.  Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.
Игра  «Кто внимательнее».
Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.
Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
Игра «Четвертый лишний»
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.
Игра «Цепочки слов»
Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?