Фонематический анализ и синтез, что это?
Как известно слова состоят из букв, а
произносим мы звуки, умение ребенка выделить первый звук в слове, или
последний, а может и назвать их последовательно, говорит о сформированности
фонематического анализа и синтеза.
Упражнения на развитие анализа и синтеза
мы начинаем в старшем дошкольном возрасте. На начальном этапе ребенку
предлагаем игру «Поймай звук», взрослый произносит цепочку из гласных
звуков(а,о,у,и,а,о,ы,у,а), а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит
звук(а), затем мы ловим слово, в котором есть звук (а).
Такую игру проводим и с согласными звуками,
хочу отметить, что согласные могут быть мягкие и твердые, поэтому надо
внимательно подбирать речевой материал (звуки,слоги,слова)
Следующее задание можем быть таким, просим
ребенка назвать первый звук в слове, желательно, чтобы это была гласная, и находилась
под ударением, потом переходим к согласным звукам(в начале и в конце слова)
Если еще в дошкольном возрасте ребенок
овладеет хотя бы этими «навыками» к предстоящему ему в дальнейшем полному
звуковому анализу слов, то в процессе обучения грамоте он уже не встретится с
непреодолимыми трудностями.
На занятиях мы с детьми
играем в игры на развитие фонематического слуха и развитие фонематического
анализа и синтеза, это игры «Собери звезды»(с-з), «Поймай рыбу» (л,р),
«Шишки»(ш,ж), можно использовать и другие игры, например:
«Украсим ёлку».
Цель:
совершенствовать навыки фонематического слуха, упражнять в делении слов на
слоги (двусложные слова и трехсложные).
Обеспечение:
панно с ёлкой из бархатной бумаги; кружки из такой же бумаги, с одной стороны
на них нарисованы ёлочные игрушки; две коробочки: одна с двумя полосками на
боковой стороне, другая - с тремя полосками.
Ход игры: логопед объясняет детям, что на ёлку нужно вешать
те игрушки, в названии которых есть звук [С]. Когда дети вешают игрушку,
они четко называют её голосом. Затем складываем игрушки в коробки (в одну
– слова, состоящие из двух слогов, в другую – из трёх слогов).
Вариант второй. Предлагаю детям повесить на одну
строну игрушки со звуком [С], а на другую со звуком [Ш]. Затем
складываем игрушки в коробки (в одну – слова, состоящие из двух слогов, в
другую – из трёх слогов).
Д/и «Какой звук выпал
из слова?»
Крот –
кот, пилка – пила, мушка – мука.