среда, 13 апреля 2022 г.


Фонематический анализ и синтез, что это?

Как известно слова состоят из букв, а произносим мы звуки, умение ребенка выделить первый звук в слове, или последний, а может и назвать их последовательно, говорит о сформированности фонематического анализа и синтеза.
Упражнения на развитие анализа и синтеза мы начинаем в старшем дошкольном возрасте. На начальном этапе ребенку предлагаем игру «Поймай звук», взрослый произносит цепочку из гласных звуков(а,о,у,и,а,о,ы,у,а), а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук(а), затем мы ловим слово, в котором есть звук (а).
Такую игру проводим и с согласными звуками, хочу отметить, что согласные могут быть мягкие и твердые, поэтому надо внимательно подбирать речевой материал (звуки,слоги,слова)
Следующее задание можем быть таким, просим ребенка назвать первый звук в слове, желательно, чтобы это была гласная, и находилась под ударением, потом переходим к согласным звукам(в начале и в конце слова)
Если еще в дошкольном возрасте ребенок овладеет хотя бы этими «навыками» к предстоящему ему в дальнейшем полному звуковому анализу слов, то в процессе обучения грамоте он уже не встретится с непреодолимыми трудностями.
На занятиях мы с детьми играем в игры на развитие фонематического слуха и развитие фонематического анализа и синтеза, это игры «Собери звезды»(с-з), «Поймай рыбу» (л,р), «Шишки»(ш,ж), можно использовать и другие игры, например:
«Украсим ёлку».
Цель: совершенствовать навыки фонематического слуха, упражнять в делении слов на слоги (двусложные слова  и трехсложные).
Обеспечение: панно с ёлкой из бархатной бумаги; кружки из такой же бумаги, с одной стороны на них нарисованы ёлочные игрушки; две коробочки: одна с двумя полосками на боковой стороне, другая -  с тремя полосками.
     Ход игры: логопед объясняет детям, что на ёлку нужно вешать  те игрушки, в названии которых есть звук [С]. Когда дети вешают игрушку, они четко называют её  голосом. Затем складываем игрушки в коробки (в одну – слова, состоящие из двух слогов, в другую – из трёх слогов).  
       Вариант второй. Предлагаю детям повесить на одну строну игрушки  со звуком  [С], а на другую со звуком [Ш]. Затем складываем игрушки в коробки (в одну – слова, состоящие из двух слогов, в другую – из трёх слогов).  

Д/и  «Какой звук выпал из слова?»
     Крот – кот, пилка – пила, мушка – мука.



Комментариев нет:

Отправить комментарий