Важным
показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать
предлоги.
У детей с нарушением
речи часто наблюдаются многочисленные аграмматизмы (ошибки) при
употреблении предлогов. Поэтому при формировании грамматического строя речи
детей большую роль играет работа по изучению и
закреплению предлогов. Поэтому необходима целенаправленная, систематическая
работа по преодолению этих ошибок у детей, как со стороны
педагогов, так и со стороны родителей.
Прежде всего,
важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так
называемого «маленького слова», так как только при этом условии
он сможет правильно употребить их в своей речи.
Надо
постепенно объяснять ребёнку, что обозначают предлоги:
НА – это значит
на поверхности чего-то (на полке)
В – это
означает внутри чего-то (в пенале)
ПОД – внизу
под чем-то (под столом)
НАД – вверху
над чем-то, как бы в воздухе (над стулом)
ОКОЛО –
рядом с чем-то (со шкафом)
ЗА – как бы
спрятано позади чего-то (позади дерева)
ПЕРЕД –
впереди чего-то (впереди стола)
Значение
каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно
сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах.
Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый
говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает
соответствующие действия).
То же самое
проделывается и с другими предлогами
При объяснении значений предлогов можно
использовать наглядность – схемы.
После
объяснения ребёнку имеющихся в схеме условных обозначений её можно использовать
в упражнениях. Взрослый показывает ребёнку картинку и называет, что на них
изображено, а ребёнок должен показать ту схему, которая соответствует значению
употреблённого взрослым предлога. При этом ребёнок видит, что расположение
кружочка по отношению к квадрату полностью соответствует расположению реальных
предметов.
На занятиях
по развитию речи в МБДОУ «Большереченский детский сад», корпус №4, для
закрепления предлогов ,мы с детьми, используем предметы, которые находятся
вокруг нас.
Детям сложно запомнить правильное употребление предлогов, поэтому
очень важно закреплять полученные знания в домашних условиях, в повседневной
жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий