вторник, 19 апреля 2022 г.

 

Биоэнергопластика 

В исследованиях ученых отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика). Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

«био» — человек как биологический объект;

«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. 

Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения сначала одним ребенком, затем небольшой подгруппой, затем со всеми детьми, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

Очень важно своевременно указать родителям на имеющиеся трудности в формировании компонентов устной речи детей, важно объяснить, что недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах, спровоцировать возникновение различных психологических проблем, которые будут иметь далеко идущие негативные последствия. Учителю – логопеду необходимо многократно проводить беседы и консультации, разъяснить родителям значение своевременно начатой коррекционной работы по восполнению пробелов в развитии устной речи и предупреждению возникновения вторичных нарушений.

Для коррекционной работы учителей–логопедов и дефектолога наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт или стихотворные строки помогают удерживать нужный темп.

"Чашечка"



Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога на протяжении всего занятия.

 

среда, 13 апреля 2022 г.


Фонематический анализ и синтез, что это?

Как известно слова состоят из букв, а произносим мы звуки, умение ребенка выделить первый звук в слове, или последний, а может и назвать их последовательно, говорит о сформированности фонематического анализа и синтеза.
Упражнения на развитие анализа и синтеза мы начинаем в старшем дошкольном возрасте. На начальном этапе ребенку предлагаем игру «Поймай звук», взрослый произносит цепочку из гласных звуков(а,о,у,и,а,о,ы,у,а), а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук(а), затем мы ловим слово, в котором есть звук (а).
Такую игру проводим и с согласными звуками, хочу отметить, что согласные могут быть мягкие и твердые, поэтому надо внимательно подбирать речевой материал (звуки,слоги,слова)
Следующее задание можем быть таким, просим ребенка назвать первый звук в слове, желательно, чтобы это была гласная, и находилась под ударением, потом переходим к согласным звукам(в начале и в конце слова)
Если еще в дошкольном возрасте ребенок овладеет хотя бы этими «навыками» к предстоящему ему в дальнейшем полному звуковому анализу слов, то в процессе обучения грамоте он уже не встретится с непреодолимыми трудностями.
На занятиях мы с детьми играем в игры на развитие фонематического слуха и развитие фонематического анализа и синтеза, это игры «Собери звезды»(с-з), «Поймай рыбу» (л,р), «Шишки»(ш,ж), можно использовать и другие игры, например:
«Украсим ёлку».
Цель: совершенствовать навыки фонематического слуха, упражнять в делении слов на слоги (двусложные слова  и трехсложные).
Обеспечение: панно с ёлкой из бархатной бумаги; кружки из такой же бумаги, с одной стороны на них нарисованы ёлочные игрушки; две коробочки: одна с двумя полосками на боковой стороне, другая -  с тремя полосками.
     Ход игры: логопед объясняет детям, что на ёлку нужно вешать  те игрушки, в названии которых есть звук [С]. Когда дети вешают игрушку, они четко называют её  голосом. Затем складываем игрушки в коробки (в одну – слова, состоящие из двух слогов, в другую – из трёх слогов).  
       Вариант второй. Предлагаю детям повесить на одну строну игрушки  со звуком  [С], а на другую со звуком [Ш]. Затем складываем игрушки в коробки (в одну – слова, состоящие из двух слогов, в другую – из трёх слогов).  

Д/и  «Какой звук выпал из слова?»
     Крот – кот, пилка – пила, мушка – мука.



среда, 6 апреля 2022 г.

«Использование информационно – коммуникативных технологий в процессе оказания помощи родителям(законным представителям)»

 

«Использование информационно – коммуникативных технологий в процессе оказания помощи родителям(законным представителям)»

В Большереченском районе Омской области стартовал федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование», направленный на повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.

Наш детский сад реализует проект «Консультационный центр – современная служба для сельских родителей 55 региона». Квалифицированные специалисты МБДОУ «Большереченский детский сад», имеющие опыт работы с детьми с разными образовательными потребностями оказывают услуги на безвозмездной основе родителям (законным представителям) по различным вопросам, связанным с социализацией, адаптацией, воспитанием, обучением, развитием детей дошкольного и школьного возраста.

Цель оказания данных услуг: предоставление психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) в решении проблем, возникающих при воспитании детей.

Консультативные услуги предоставляются:

- родителям (законным представителям) детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;

- родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет;

- родителям (законным представителям) детей с девиантным поведением;

- гражданам, желающим принять в семью детей, оставшихся без попечения родителей, и гражданам, принявших в семью детей, оставшихся без попечения родителей;

- другим категориям родителей при наличии проблем в обучении, поведении, развитии и социализации детей.

Консультирование проводят сотрудники МБДОУ «Большереченский детский сад», а именно: учителя логопеды, учитель-дефектолог, психолог, воспитатели.

В связи с ограничениями по новой короновирусной инфекции, консультации проходят дистанционно, под средством телефонной связи и через скайп.

 Большинство родителей обратившихся к логопедам и дефектологу интересуются нарушением звукопроизношения это звуки (р,л,с,ш), далее следуют вопросы по речевому развитию в норме, нарушенное развитие), доречевому развитию детей( профилактика и речевое развитие детей до 1 года).  Большую часть вопросов составляют так называемые «прочие»-это вопросы по развитию связной речи детей, пополнению словарного запаса, развитию фонематического слуха, по дифференциации звуков, упражнения для развития дикции и четкости речи, с этими вопросами чаще обращаются родители школьников, наличия билингвизма в семье(это двуязычие)сейчас достаточно остро стоит вопрос о введении в речь ребенка иностранного языка, но не усвоив родной язык, детям достаточно сложно изучать два языка одновременно. Актуальны вопросы и про использовании в развитии речи телевизора и телефонов, планшетов, конечно в наше время не обойтись без гаджетов, но они не могут заменить живое общение ребенка с близкими людьми, артикуляционная гимнастика тоже достаточно часто интересует родителей, потому что не всегда мамы и папы могут выполнить упражнения для укрепления мышц рта, ну и конечно логопедические игры.


Чаще всего обращаются родители детей дошкольного возраста это 3-7 лет, а также будущие родители и родители с детьми до 1 года.

Меня, как логопеда радует, что сейчас стало больше обращаться будущих родителей за консультацией к логопеду, ведь не зря говорят «Предупрежден, значит вооружен».

За консультацией к психологу, родители обращались со следующими вопросами: возрастные особенности ребенка в дошкольном возрасте; возрастные кризисы и зоны ближайшего развития; диагностика эмоционально-волевой сферы и готовность к школьному обучению; задержка и нарушения в развития ребенка, его поведении; трудности в детско-родительских отношениях.

Консультативную помощь оказывают и воспитатели дошкольного учреждения, родителей чаще всего волнуют вопросы по адаптации к детскому саду; развитию мелкой моторики; формирование культурно-гигиенических навыков; телевидение и дети; возрастные особенности.

Если специалист получает вопрос, на который он не компетентен отвечать, то тогда он направляет родителей к нужному специалисту, для дальнейшей помощи семье.

Сейчас мы активно используем в консультировании родителей и законных представителей детей, информационно -коммуникативные технологии, например: при необходимости осмотреть, послушать ребенка, родители могут воспользоваться Скайпом или записать видео с ребенком (когда он рассказывает стихотворение, или занят игрой) и отправить нам в ватсаб. Если присутствие ребенка не обязательно, то консультацию проводим по телефону, или по видео-трансляции. Бывают консультации, когда необходима методическая поддержка, тогда наши специалисты по электронной почте отправляют карточки для автоматизации звуков, памятки с различными играми, или с алгоритмом действий для развития определенных навыков у ребенка, также отправляем по электронной почте презентации по развитию речи и эмоционально волевой сферы.

Хочу отметить, что за консультацией обращаются не только мамы, но и активно спрашивают папы, бабушки и дедушки. Отрадно понимать, что развитием ребенка интересуется вся семья, и если у родителей нет времени для обращения в КЦ, в силу своей занятости, то им на помощь приходит старшее поколение.

Дистанционное консультирование имеет ряд преимуществ, так как мы взаимодействуем не только с жителями Большереченского района, но и с Омской областью, в наш консультационный центр были и обращения с других регионов России. Использование информационно – коммуникативных технологий дает толчок и для нашего самообразования, ведь развитие компьютерных технологий не стоит на месте, и мы должны идти в ногу со временем.

Приглашаем всех желающих посетить наш КЦ.

вторник, 29 марта 2022 г.

Игры для развития речи от 0-1года

 

Игры для развития речи от 0-1года


Первая игрушка (3 месяца)

Натяните над детской кроваткой веревочку и посередине повесьте погремушку на расстоянии 45 см от ребенка.

Привлеките внимание малыша к игрушке. Для этого возьмите его ручку и прикоснитесь ею к погремушке. Периодически меняйте игрушки над кроваткой ребенка.

Перекличка‑1 (с 3 месяцев)

Положите ребенка на спину. Наклонитесь над ним на расстоянии 25–30 см. Улыбаясь, ласково разговаривайте, певуче произнося гласные звуки в течение 1–2 минут.

После нескольких обращений к нему ребенок начинает улыбаться, издавать тихие и короткие звуки, быстро двигать руками и ногами.

По мере общения реакция оживления у малыша все нарастает и длится до 10–15 секунд. Оживление сохраняется еще в течение некоторого времени после прекращения общения. Игра вызовет у ребенка оживление и будет стимулировать «гуление». 

Как тебя зовут? (с 6 месяцев)

Положите ребенка на спину или на живот. Встаньте в стороне, вне поля зрения малыша.

Называйте какое‑нибудь имя, отличающееся по звучанию от имени ребенка. Повторяйте его 2 раза с паузой в 1–2 секунды, затем через 2–3 секунды произнесите имя ребенка и после паузы – вновь чужое имя.

С помощью этой игры ребенок учится различать среди других слов свое имя и реагировать на него. 

Дотянись до игрушки (с 6 месяцев)

Положите ребенка на спину или на живот. Возьмите две яркие игрушки, удобные для захватывания.

Расположите игрушки на близком от малыша расстоянии. Если он не замечает их, привлеките к ним внимание.

Игра развивает умение действовать с предметами. 

Перевернись (с 6 месяцев)

Положите ребенка на живот. Поставьте перед ним яркую звучащую игрушку (неваляшку, лающую собачку, игрушку‑пищалку и т. п.), привлеките звуком внимание малыша и передвигайте игрушку по кругу, заводя за спину ребенка.

Игра поможет выработать у ребенка умение ориентироваться по звуку, переворачиваться с живота на спину. 

Перекличка‑2 (с 6 месяцев)

Попробуйте стимулировать ребенка к лепету. Встаньте около ребенка и понаблюдайте за ним, прислушайтесь. Начинайте произносить простейшие звуки, как бы перекликаясь с ребенком.

 Игра способствует развитию лепета. 

Попляши (с 9 месяцев)

Напевайте ребенку мелодии, обучая его примитивным плясовым движениям.

Поставьте ребенка так, чтобы он мог держаться за опору. Сначала в течение 1–1,5 минут играйте на металлофоне или напевайте спокойную мелодию. Затем после паузы в 30 секунд в течение 1–1,5 минут играйте плясовую мелодию.

После очередной паузы вновь исполните спокойную мелодию. Игра развивает у ребенка слуховые ориентировочные реакции, а также чувство ритма.

Разные игрушки (с 9 месяцев)

Покажите ребенку, как играть со звучащими игрушками: пищалкой, погремушкой, барабанчиком. На игрушку‑пищалку надо нажимать, погремушкой – греметь, а по барабанчику – стучать рукой.

Повторите действия несколько раз, затем положите игрушки в разных местах в поле зрения ребенка и предложите ему самостоятельно поиграть с музыкальными игрушками.

Игра учит ребенка по‑разному действовать с различными музыкальными игрушками, развивает слуховое внимание. 

Вещи на местах (с 9 месяцев)

Постоянно указывайте ребенку игрушки, которые находятся на своих постоянных местах, и называйте их. Используйте знакомые ребенку игрушки, например, собачку, кошечку, куклу.

Периодически давайте малышу эти игрушки, а затем вновь ставьте их на свои места. (Рядом не должны находиться посторонние предметы, которые бы отвлекали ребенка.)

Спросите ребенка: «Где собачка?», «Где киса?», «Где Ляля?» Вопрос можно повторить несколько раз. После того как малыш взглядом найдет игрушки, поменяйте их местами так, чтобы ребенок это видел. А затем задайте те же вопросы еще раз.

 Эта игра готовит ребенка к пониманию речи. 

 Перекличка (с 9 месяцев)

Сядьте перед ребенком и ласково обратитесь к нему. Затем четко, раздельно, с небольшими паузами произносите слоги, которые раньше слышали в лепете ребенка.

Игра вызывает у ребенка стремление подражать речи взрослого. 

 Кубик и кирпичик (с 1 года)

Возьмите два кубика (с гранью не менее 4 см) и два кирпичика (с гранями не менее 1 х 4 х 5 см) одного цвета.

Покажите малышу кубики, назовите их и продемонстрируйте, как можно построить домик (поставить один кубик на другой). Аналогично обучите ребенка выкладывать из кирпичиков дорожку (положить один кирпичик за другим).

В процессе игры постоянно повторяйте названия строительного материала, говоря: «Это кубик. Поставим кубик на кубик», «Это кирпичик. Положим кирпичик за кирпичиком».

Теперь положите перед ребенком кубик и кирпичик и спросите: «Где кубик?», «Где кирпичик?» А затем попросите: «Дай мне кубик (или кирпичик)!»

Игра способствует выработке у ребенка умения различать предметы по названию и форме, учит малыша выполнять простейшие постройки по образцу, данному взрослым. 

 Поручения (с 1 года)

Возьмите 5–8 игрушек, с которыми малыш постоянно играет.

Попросите ребенка дать вам игрушки (предметы), названия которых малыш хорошо знает, или положить игрушки (предметы) на свое место; открыть или закрыть дверь в комнату и т. п.

Называя имена близких, попросите ребенка отнести им игрушку или привести взрослого сюда.

С помощью игры у ребенка выработается понимание речи (без показа) – названий нескольких предметов, действий, имен окружающих, выполнение отдельных поручений. 

 Нельзя! (с 1 года)

Увидев нежелательные действия ребенка, обратитесь к нему и, называя малыша по имени, строго скажите: «Нельзя!» При этом не надо называть само действие или предметы, взятые ребенком (например, не надо говорить: «Не трогай!» или «Поставь чашку!»), а также забирать их из рук малыша.

 Игра вырабатывает у ребенка понимание слова «нельзя», умение подчиняться запрету взрослого. 

 

Литература :Ольга Новиковская

1000 игр, заданий и упражнений для развития речи

вторник, 22 марта 2022 г.

Звуки и буквы

Звуки и буквы

Одна из важнейших задач при обучении грамоте – это овладение навыками анализа и синтеза слов.

Без умения соединять звуки в слоги и слова, выделять звуки из слова, определять их место и количество в слове ребенок не научится хорошо читать и грамотно писать.

Прежде чем обучать ребенка, давайте вспомним некоторые сведения о звуках русского языка.

Звуки - звуки мы слышим и произносим.


Гласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты).

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ  дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма...). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего  цвета (синие кружочки или квадратики), для согласных мягких - зеленого (зеленые кружочки или квадратики).

Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г...] -  в словах звучат сердито (твердо).

Согласные мягкие звуки [ПЬ-П', БЬ-Б', ТЬ-Т', ДЬ - Д', МЬ - М', ...] -  в словах звучат ласково (мягко).
Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).
Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).

Буква – это знак звука. Детям я иногда говорю: «Буква – это изображение, фотография звука».  Буква – то, что мы пишем и видим, читаем.


Маленькому ребенку легче запомнить и воспроизвести начертания букв, если перед ним не лист бумаги и карандаш -  еще совсем неумелый в детской руке, - а пространство стола, на котором можно выложить буквы из палочек, песок или снег, где можно рисовать прутиком, протоптать фигурную дорожку – букву, складной метр или веревочка, с помощью которых буквы, как по волшебству, превращаются друг в друга. Начиная обучать письму лучше в первую очередь использовать не столько мелкие движения пальцев, сколько более грубые и более развитые движения всей руки и тела ребенка.

На занятиях по обучению грамоте дети выкладывают букву из пластилина, рисуют ее образ в воздухе.





 

четверг, 10 марта 2022 г.

«Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет»

 «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет»

«Сумеешь назвать?»

Педагог задает любой гласный звук из четырех ([а], [о], [у], [и], дети подбирают слова. 

Педагог.

- Вот сколько слов на [а] мы сумеем сказать!

(Дети перечисляют слова на заданный звук.)

- Ой, хватит! И звук тоже может устать!

А вот что на [о] мы можем назвать?

(Дети перечисляют слова на другой заданный звук и т. д.).


«Угадай слово»

Педагог предлагает детям по набору слов догадаться, о ком идет речь. Примерный набор слов:

Мяукает, прыгает, крадется. Кто это?

Прыгает, летает, клюет, чирикает. Кто это?

Воет, дует, гудит. Кто это?

Лает, кусается, грызет. Кто это?

Мычит, жует, пасется. Кто это?

Прыгает, плавает, квакает. Кто это? И т. д.


«Что это? Кто это?»

Педагог по очереди бросает мяч детям, при этом он произносит одно из родовых понятий. Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие. Родовые понятия могут повторяться. Например:

Рыба – карась

Птица – галка

Зверь – лиса

Цветок – гвоздика

Ягода – малина

Дерево – клен

Одежда – куртка

Мебель – кровать

Посуда – кастрюля

Овощи – капуста

Фрукты – груша и т. д.

 «Чудесный мешочек»

Дети рассматривают, берут в руки отобранные предметы, сделанные из разных материалов (5 -7 предметов). Особое внимание детей обращают на собственные тактильные ощущения. Далее все предметы складываются в мешочек, и дети выполняют задания педагога:

- Достань предмет, сделанный из дерева. Как по – другому можно сказать про этот предмет? Какой он? (Деревянный). И т. д.

 «Закончи фразу»

Педагог начинает предложение, а ребенок заканчивает.

Я люблю конфеты, потому что они…

Я беспокоюсь за бабушку, потому что…

Я хочу дружить с, потому что…

Мы любим слушать, потому что…