Игры для развития речи от 0-1года
Первая игрушка (3
месяца)
Натяните над детской кроваткой
веревочку и посередине повесьте погремушку на расстоянии 45 см от ребенка.
Привлеките внимание малыша к игрушке. Для этого возьмите его ручку и прикоснитесь ею к погремушке. Периодически меняйте игрушки над кроваткой ребенка.
Перекличка‑1 (с 3
месяцев)
Положите ребенка на спину.
Наклонитесь над ним на расстоянии 25–30 см. Улыбаясь, ласково
разговаривайте, певуче произнося гласные звуки в течение 1–2 минут.
После нескольких обращений к нему
ребенок начинает улыбаться, издавать тихие и короткие звуки, быстро двигать
руками и ногами.
По мере общения реакция оживления у малыша все нарастает и длится до 10–15 секунд. Оживление сохраняется еще в течение некоторого времени после прекращения общения. Игра вызовет у ребенка оживление и будет стимулировать «гуление».
Как тебя зовут? (с
6 месяцев)
Положите ребенка на спину или на
живот. Встаньте в стороне, вне поля зрения малыша.
Называйте какое‑нибудь имя, отличающееся по звучанию от имени ребенка. Повторяйте его 2 раза с паузой в 1–2 секунды, затем через 2–3 секунды произнесите имя ребенка и после паузы – вновь чужое имя.
С помощью этой игры ребенок учится различать среди других слов свое имя и реагировать на него.
Дотянись до
игрушки (с 6 месяцев)
Положите ребенка на спину или на
живот. Возьмите две яркие игрушки, удобные для захватывания.
Расположите игрушки на близком от
малыша расстоянии. Если он не замечает их, привлеките к ним внимание.
Игра развивает умение действовать с предметами.
Перевернись (с 6
месяцев)
Положите ребенка на живот.
Поставьте перед ним яркую звучащую игрушку (неваляшку, лающую собачку, игрушку‑пищалку
и т. п.), привлеките звуком внимание малыша и передвигайте игрушку по
кругу, заводя за спину ребенка.
Игра поможет выработать у ребенка умение
ориентироваться по звуку, переворачиваться с живота на спину.
Перекличка‑2 (с 6 месяцев)
Попробуйте стимулировать ребенка к
лепету. Встаньте около ребенка и понаблюдайте за ним, прислушайтесь. Начинайте
произносить простейшие звуки, как бы перекликаясь с ребенком.
Игра способствует развитию лепета.
Попляши (с 9
месяцев)
Напевайте ребенку мелодии, обучая
его примитивным плясовым движениям.
Поставьте ребенка так, чтобы он мог
держаться за опору. Сначала в течение 1–1,5 минут играйте на металлофоне или
напевайте спокойную мелодию. Затем после паузы в 30 секунд в течение 1–1,5
минут играйте плясовую мелодию.
После очередной паузы вновь исполните спокойную мелодию. Игра развивает у ребенка слуховые ориентировочные реакции, а также чувство ритма.
Разные игрушки (с
9 месяцев)
Покажите ребенку, как играть со
звучащими игрушками: пищалкой, погремушкой, барабанчиком. На игрушку‑пищалку
надо нажимать, погремушкой – греметь, а по барабанчику – стучать рукой.
Повторите действия несколько раз,
затем положите игрушки в разных местах в поле зрения ребенка и предложите ему
самостоятельно поиграть с музыкальными игрушками.
Игра учит ребенка по‑разному действовать с различными музыкальными игрушками, развивает слуховое внимание.
Вещи на местах (с
9 месяцев)
Постоянно указывайте ребенку
игрушки, которые находятся на своих постоянных местах, и называйте их.
Используйте знакомые ребенку игрушки, например, собачку, кошечку, куклу.
Периодически давайте малышу эти
игрушки, а затем вновь ставьте их на свои места. (Рядом не должны находиться
посторонние предметы, которые бы отвлекали ребенка.)
Спросите ребенка: «Где собачка?»,
«Где киса?», «Где Ляля?» Вопрос можно повторить несколько раз. После того как
малыш взглядом найдет игрушки, поменяйте их местами так, чтобы ребенок это
видел. А затем задайте те же вопросы еще раз.
Сядьте перед ребенком и ласково
обратитесь к нему. Затем четко, раздельно, с небольшими паузами произносите
слоги, которые раньше слышали в лепете ребенка.
Игра вызывает у
ребенка стремление подражать речи взрослого.
Кубик и кирпичик (с 1 года)
Возьмите два кубика (с гранью не
менее 4 см) и два кирпичика (с гранями не менее 1 х 4 х 5 см) одного
цвета.
Покажите малышу кубики, назовите их
и продемонстрируйте, как можно построить домик (поставить один кубик на
другой). Аналогично обучите ребенка выкладывать из кирпичиков дорожку (положить
один кирпичик за другим).
В процессе игры постоянно
повторяйте названия строительного материала, говоря: «Это кубик. Поставим кубик
на кубик», «Это кирпичик. Положим кирпичик за кирпичиком».
Теперь положите перед ребенком
кубик и кирпичик и спросите: «Где кубик?», «Где кирпичик?» А затем попросите:
«Дай мне кубик (или кирпичик)!»
Игра способствует
выработке у ребенка умения различать предметы по названию и форме, учит малыша
выполнять простейшие постройки по образцу, данному взрослым.
Поручения (с 1 года)
Возьмите 5–8 игрушек, с которыми
малыш постоянно играет.
Попросите ребенка дать вам игрушки
(предметы), названия которых малыш хорошо знает, или положить игрушки
(предметы) на свое место; открыть или закрыть дверь в комнату и т. п.
Называя имена близких, попросите
ребенка отнести им игрушку или привести взрослого сюда.
С помощью игры у
ребенка выработается понимание речи (без показа) – названий нескольких
предметов, действий, имен окружающих, выполнение отдельных поручений.
Нельзя! (с 1 года)
Увидев нежелательные действия
ребенка, обратитесь к нему и, называя малыша по имени, строго скажите:
«Нельзя!» При этом не надо называть само действие или предметы, взятые ребенком
(например, не надо говорить: «Не трогай!» или «Поставь чашку!»), а также
забирать их из рук малыша.
Игра
вырабатывает у ребенка понимание слова «нельзя», умение подчиняться запрету
взрослого.
Литература :Ольга
Новиковская
1000 игр, заданий и
упражнений для развития речи
Комментариев нет:
Отправить комментарий