«Ум ребенка находится на кончиках
его пальцев» (В.А. Сухомлинский).
В
последнее время увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. Для данного контингента детей характерны: незрелость
психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой,
личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной
сферы. Поэтому, особое внимание в педагогической работе уделяется
сохранению и укреплению здоровья детей, а также коррекции отклонений в
физическом, речевом развитии воспитанников.
Исследования
ученых подтверждают связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с движений
пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит высшая роль в формировании
головного мозга и становлении речи, т. к. рука имеет самое большое
представительство в коре головного мозга.
Кинезиология
- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через
определенные двигательные упражнения.
Практическая
значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что
система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только
психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять
недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и
письма будущих школьников.
Образовательная
кинезиология (или "гимнастика мозга") представляет собой серию
быстрых, приятных, наполненных энергией действий. Самый благоприятный период
для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 12
лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
Для
результативности работы необходимо учитывать определенные условия:
-
занятия проводятся утром и днем;
-
продолжительность занятий - 10-15 мин;
-
занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
-
занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
-
от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
-
если предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше
проводить перед работой.
Кинезиологические
приёмы, которые я использую в логопедической практике:
-
артикуляционные упражнения;
-
дыхательные упражнения;
-
упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков);
-
сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и
артикуляционных органов);
-
упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.
В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются с детьми постепенно, вначале выполняются пассивно, с моей помощью (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению, или на занятиях с воспитателем.
В
нашем детском саду, подготовительную работу по освоению кинезиологических
упражнений я начинаю с 1 младшей группы.
Этапы
реализации и содержание работы по использованию кинезиологических
упражнений в логопедической практике:
-
провожу консультации с воспитателями, по внедрению кинезиологических упражнений
в образовательный процесс;
- сначала я с воспитанниками
разучиваю кинезиологические упражнения, отрабатывая технику;
-
затем, добавляются к этим упражнениям речевое сопровождение;
-
подключаются движение языка к движениям рук.